krissja: (Default)
krissja ([personal profile] krissja) wrote2007-08-10 04:20 am

Одесские картинки. Всякая всячина

Дорисовывать и дорассказывать Одессу можно бесконечно, но кое-что видишь сходу: этот город делается людьми.
Первую неделю жизни в Одессе я пугала местных водителей. Они-то как привыкли: вот идет человек по тротуару. Он подходит к дороге - стало быть, ему надо перейти; водители притормаживают, пропускают (без разницы, зеленый или красный пешеходу), а потом едут дальше по своим делам. Город нарезан на квадраты, кварталы короткие, поэтому особо никто не разгоняется. А пешеход, когда видит машину, заворачивающую на красный (пешеходный зеленый) тоже понимает: человеку нужно ехать - так пусть проедет уже.
И вот во все это чинное-неторопливое-взаимоуважительное вклиниваюсь я, трусиха и паникерша, воспитанная московскими джигитами.
Я подхожу к "зебре", останавливаюсь и осматриваюсь. В Одессе так не делают, и уже притормозивший водитель (он же меня видел, он знает, что мне надо идти) понимает, что мне уже вроде бы как не надо, и снова трогается с места. В это время я, решив, что все в порядке и что можно идти, соскальзываю с тротуара на проезжую часть - прямо под неторопливо движущуюся машину. Водитель снова останавливается. Я с воплями и разными справедливыми словами отпрыгиваю обратно на тротуар. Водитель снова трогается с места. В это время загорается пешеходный красный, и я, понимая, что так до вечера дорогу не перейду, закрываю голову руками и с визгом несусь по "зебре". Водитель, отирая лоб, запоминает мои красные волосы, рыжую майку и манеру по-идиотски себя вести - чтобы в следующий раз загодя объехать.
Зато в Москве я теперь перехожу дорогу вааааажно, вальяаааажно... Главное - меня в центр теперь не пускать, пока обратно не адаптируюсь.
И вот так в Одессе все - жизнь движется плавно, постепенно, лениво, и в то же время крутится постоянно, меняется: стройка, фарцовка, перекладка булыжной мостовой, в пять утра на Привоз к свежему мясу, туда, сюда, и тут же - не пойдеоооом сегодня на пляж, жаааааарко.
Одесса вся - город деталей, созданных людьми. Чего стоит один памятник Дюку...



Именно таким изобразили благодарные одесситы герцога де Ришелье - благородного французского дворянина, великого тактика политической игры и вообще клевого чувака. Именно он научил одесситов крутиться и сажать деревья. Современный памятник Дюку тоже хорош:



Да, он, конечно, воспроизведен в позе оригинала - так на самом деле выглядит Дюк, если смотреть на него не с люка (ну а вдруг вы не знаете):



Над основателем города, Иосифом де Рибасом, одесситы тоже прикололись.





Да, да. Этот пляшущий человечек ростом с семилетнего ребенка - тот самый де Рибас, именем которого названа самая знаменитая улица Одессы. А в руках его - план застройки города в бухте, где не было ни-ху-я - ни воды, ни камня, ни деревьев, - только степи да крепость Хаджибея. Именно это место выбрал де Рибас, чтобы основать южные российские морские врата; не будь этого человека - не было бы и Одессы.

У новехонького памятника Пушкину-в-натуральную-величину, стоящего на Пушкинской улице, постоянно воруют тросточку:



Половина Одессы этим жутко недовольна, вторая - ждет, когда Пушкину в руки вставят очередную тросточку, чтобы ее спереть. Видимо, у кого-то эти тросточки хранятся вместе с Чижиками-Пыжиками...
А вот еще один памятник Пушкину, более старый. Средства на него собирали всем миром, а мэрия вместо денег дала разрешение поставить памятник рядом с собой. Ну горожане и поставили, прямо у парадного входа мэрии; и каждый исходящий оттуда видит вот эту часть памятника Пушкину:



Не жопу даже - это было бы не столь обидно, куда-то же должна у человека смотреть жопа, - а тыльную часть бюста - именно то, что отворачивают к стенке, слегка прикрыв для приличия.
А нефиг жадничать потому что.
Никто - во всяком случае, Дмитрик утверждал, что никто, - не знает, почему на груди Пушкина красуется алая перевернутая пентаграмма:



Зато о пятнах на пьедестале знают все. В Великую Отечественную одесситы защищали город до последнего; а когда ушли, румыны еще сутки стояли у стен, боясь зайти. Ворвавшись же в город, разнесли все, до чего дотянулись; памятнику Пушкина тоже досталось.
После войны раны Пушкина не стали реставрировать, просто прикрыли цементом (?), потому что стыдиться тут нечего.



А это - список городов-побратимов Одессы:



Интересно, указатели прибиты или двигаются?

Гостиница "Красная" - здесь снимали условно смешной фильм "Дежа Вю":



Ее характер отличается завидным постоянством. Каждый год гостиницу красят в карминно-алый цвет, чтобы под название, а потом она постепенно выгорает, и уже через месяц становится вот такая розовенькая, как на картинке; право слово, торт на лесбийской свадьбе, а не памятник архитектуры получается. В этом году люди сдались и сразу покрасили гостиницу в честный розовый.
В этом году вообще много чего сделали - аккурат к нашему приезду: открыли Горсад и запустили в нем поющие фонтаны.





А также перестали выключать воду по ночам - вот от этого я впала в буйный неконтролируемый экстаз практически сразу по приезду.
"С водой в городе традиционно плохо", - говорил нам Дмитрик. - "Не пейте из-под крана и вообще аккуратней". Вот уж не знаю, чем плоха одесская вода, мне она показалась сильно мягче московской, волосы у меня от нее становились мягкими и нежными, правда, море потом это легко исправляло.
Фотогеничная одесская брусчатка - восхитительная, прекрасная, нЭнавижу (ходить очень неудобно):



В Одессе было плохо с камнем, пока один из мэров города не предложил итальянским мореходам льготные условия погрузки в обмен на обтесанные камни, которые моряки все равно оставляли в порту: корабли приходили в город пустыми, сбрасывали балласт, брали груз и уплывали в Италию. А этим балластом - кусками лавы Везувия - одесситы замостили часть города.
Но на весь город лавы Везувия не хватило, и тогда мэрия устроила тендер среди камнетесов: различные иностранцы должны были замостить по чуть-чуть, и кто лучше справится, тот и выиграл подряд. Вот этим кирпичам бельгийцы давали гарантию лет на тридцать, максимум - на пятьдесят:



А оказались долговечные, угу. Скользкие только в дождь, хорошо, что бельгийцы тендер не выиграли.
Рядом с бельгийским кирпичом - лужайка, а на ней - одесские собаки:



Нормальная картинка, да? А лежат они прямо за Лакооном - каждый вечер там прогуливаются, и никто не запрещает. А у нас скольким собакам разрешено порезвиться в елочках у Кремлевской стены?
Собачка на самом прогулочном месте - на лавочке Приморского бульвара:



Жаль, я не отважилась сфотографировать ее хозяек - трех пожилых дам в маникюре, макияже и с прическами волосок к волоску. На Приморском бульваре натуральный парад - там не ходят, там дефилируют и созерцают, и девочки типа меня, топающие в дурацких штанишках и простых майках, чувствуют себя квазимодами на конкурсе красоты.

А тех, кто говорит, будто Одесса находится у моря, я бы заставила по десять раз на дню спускаться и подниматься по Потемкинской лестнице. Потому что Одесса не лежит у моря. Она возвышается над морем, и поди еще доберись до воды. Но и здесь люди постарались.
Во-первых, есть Потемкинская лестница и тропа здоровья для тех, кто очень любит ходить пешком, потея, отдуваясь и краснея лицом.
Во-вторых, есть "старый одесский фуникулер" (на самом деле - обычный отисовский лифт, только ездит он не вертикально, а по наклонной плоскости, с горы вдоль Потемкинской лестницы).
В-третьих, есть канатка над Отрадой - и это действительно дааааа. Кабинки крохотные, все гремит, лязгает и движется очень быстро, поди запрыгни, а о выпрыгивании лучше вообще не думать, и держится все на стальном канате и крошечном колесике, и надписи везде "не раскачивайте кабинку, очень опасно!" - но когда ты запрыгиваешь, закрываешь дверцу и отчаливаешь от бетонной площадке, о-о-о-о-о! Кабинка мееееедленно-меееедленно плывет над садами Отрады к морю, и это прекрасно и совсем не страшно - вот, ты у Бога на ладони, и ничего плохого с тобой не может случиться в принципе. Особенно если на нижней площадке тебя есть кому поймать. Предприимчивые одесситы названи канатку экзотическим аттракционом, что позволило им брать двенадцать гривен со всякого, кому лень идти пешком (и еще двенадцать - с тех, кто не сумел выпрыгнуть на ходу и попросил остановить кабинку).
В-четвертых, для самых ленивых есть лифт у санатория "Магнолия". Две кнопки - вверх и вниз, две гривны все удовольствие, а к лифту прилагается длиннющий сказочный тоннель, в котором по-настоящему холодно - пятнадцать градусов против наружных сорока.



Лев. Натуральный лев - строгий охранник...



...ростом мне по колено. Маленький домашний лёвик. А за спиной у него - усеченный атлант:



Когда в городе началась советская власть, этот дом отдали под учреждение, доску с названием вешать было некуда, поэтому атланту отрезали все нижнее..

А вот так в Одессе делают, когда лень таскать коробки с дисками:



Это окно компьютерного магазина; не мониторы же там грузят вот так вот.
И магазины, да...



И что характерно, он всегда закрыт. Внутри мы так ни разу и не побывали.

Оформление ресторана "Четыре болгарина":



"Раньше у них настоящий велосипед стоял", - сказал Дмитрик. - "А потом делся куда-то, видимо, сперли". И так мне хотелось увидеть тандем-на-четверых, что за день до нашего отъезда он таки появился:



Меню на боку пивного ресторана:



Афиши спектакля:



И кадлый из тех, кто видит эту афишу, восклицает: "Ой, а я знаю, какое еще слово можно так написать!"
Наклейка на заднем стекле откровенно ненового "Москвича":



Одесский танк "НИ-1", что означаеет "На испуг":



Это трактор, обшитый листовым железом, с пулеметом сверху. Гремел, говорят, как десять настоящий танков, и таки да, действительно пугал.

Высокоскоростные грузоперевозки:



Рукописное объявление на дереве:



Надпись: "Ув. господа похитители цветов, не утруждайтесь, пусть их вам таки приносят". Для непонятливых москвичей надо было дописать: "На могилу" - рядом предупреждение про клумбу, битое стекло, собак... Выглядит же это вот так:



Ни клумб, ни цветов, ни стекла, ни собак замечено не было - просто крошечный клочок земли рядом с деревом.
Ну и победитель моего личного хит-парада:



Да, написать такое могут в любом городе.
Но только в Одессе могут так и оставить!