krissja: (Default)
krissja ([personal profile] krissja) wrote2005-07-25 02:56 pm
Entry tags:

русская классическая литература

тут в разговоре с Сашкой сформулировалось занятное.
Похоже, что в классической русской литературе 19 - начала 20 века нет сильного героя - Мужчины, которому хотелось бы отдаться.
Мы в детстве капитаном Бладом бредили и героями романов Джека Лондона. У Джека Лондона выживал сильнейший, умнейший и ваще самый крутой, потому что остальные не выдерживали - либо умирали, либо уезжали, либо спивались, сходили с ума... Оставался Самый Настоящий Мужчина-Герой, и вот о нем-то и велся рассказ.
А любимым нашими литераторшами писателям почему-то было интересно писать об остальных - о тех, кто спился, умер, скурвился, сошел с ума итэдэ. Рассказ велся не о субъекте, а об объекте - о человеке, гонимом ветром, а не о самом ветре как направленной воле.
Интересно, мы правы, или это взгляд дилетанта?
Есть среди моих френдов кто-нибудь хорошо знающий классическую русскую литературу?

[identity profile] vrazhek.livejournal.com 2005-07-25 11:08 am (UTC)(link)
Да зачем хорошо знать? Наобум - у Пушкина: Дубровский, Пугачев, Абрам Петрович Ганнибал... Не знаю, как насчет отдаться, но слабаками не назовешь ;-)) А Дон Гуан? (ну, ладно, это приблудный европеец...)
Другое дело, что русские классики не любили контрастов - либо герой, либо жертва. Вон, князь Болконский - чем не герой? Что-то мешает - дуб, наверное...

[identity profile] krissja.livejournal.com 2005-07-25 11:54 am (UTC)(link)
Болконский - герой, но как-то у него уж больно поздно в голове проясняется. Дубровский - слаб и подвластен, Пугачев - самодур (как на такого опереться, если у него ветер в голове и семь пятниц на неделе?), Ганнибал безусловно прекрасен - но книги я не читала, впечатление только по фильму, где дедушку Пушкина сыграл Высоцкий. Вполне возможно, что он - исключение ;)

[identity profile] socman.livejournal.com 2005-07-25 11:21 am (UTC)(link)
Это все-таки начало XIX века, а тут, как я понимаю, имеется в виду все-таки больше конец и начало XX... Или я не прав?

[identity profile] socman.livejournal.com 2005-07-25 11:26 am (UTC)(link)
Да, пожалуй, так сразу навскидку и не скажешь. Если не брать в расчет разных там Чернышевских с их "сильными" Рахметовыми и т.п. ...
Хотя, с другой стороны, возможно, мы и не особо знаем выходившую в тот период "приключенческую" литература "мейд ин Раша". Вероятно, там были свои герои, которым бы "хотелось отдаться" :-) Просто наша школьная программа по литературе очень сильно на все это закрывала глаза. А просто так достать такие книги было проблематично.
Впрочем, а Андрей Болконский - это сильная личность?

[identity profile] krissja.livejournal.com 2005-07-25 11:51 am (UTC)(link)
Андрей Болконский - сухарь и зануда (глубокое имхо, разумеется)

[identity profile] socman.livejournal.com 2005-07-25 01:03 pm (UTC)(link)
:-)

[identity profile] hvd.livejournal.com 2005-07-25 01:32 pm (UTC)(link)
"Когда случают лошадей ... то часто кобыла нервничает ... и не дается. Тогда берут малорослого жеребца - душа у него может быть самая красивая - и подпускают к кобыле. Они флиртуют друг с другом, но, как только начинают сговариваться (не в прямом значении этого слова), бедного жеребца тащат за шиворот прочь, а к самке подпускают производителя. Первого жеребца зовут пробником. В русской литературе он обязан после этого сказать несколько благородных слов. Ремесло пробника тяжелое, и говорят, что иногда оно кончается сумасшествием и самоубийством. Оно - судьба русской интеллигенции. Герой русского романа - пробник..."

Виктор Шкловский, "Пробники"

[identity profile] small-dragon.livejournal.com 2005-08-08 01:39 pm (UTC)(link)
да, интересная мысль