krissja: (Default)
krissja ([personal profile] krissja) wrote2012-07-24 03:28 am

про еду

Разговорились у Юххи в комментах о мясе - хочу записать сюда.
Как всякий неофит, я дико радуюсь, когда удается совершить очередное открытие Зоркого Сокола. А последние полгода внимательно слушаю, от какой еды что в организме происходит.
Внезапно оказалось, что сытно бывает не от количества, а от состава. В частности, медленные углеводы делают сытость надолго, причем такую, спокойную, уверенную сытость; а быстрые ваще не гасят голода: объевшись, например, клубникой, я очень быстро из состояния "больше не могу" возвращаюсь в состояние "хочу еще".
Мясо мне нужно для плотной радости жизни, такой, как солнечный свет. Без мяса я становлюсь не то чтобы легкой - пустоватой; но теперь понимаю, как люди вообще могут от него отказаться. Причем чем более красное мясо, тем более плотная от него радость жизни (бифштекс medium rare уплотняет ее до предела).
От фруктов радость жизни острая и яркая; если приучить себя есть фрукты два раза в день, причем разные и не только сезонные (а сезонные прям в обязаловку) - ощущение счастья возрстает на порядок (если ваще можно так сказать).
От рыбы исчезает голод, но сытость не приходит. Рыбу просто вкусно, как и морепродукты. Креветочный салат с зеленью и капелькой хитрой заправки - афродизиак, а мидии с жареным луком - просто еда.
От сахара голод не пропадает, но внезапно появляется энергия. Сочетание жира, сахара и муки пьянит покруче шампанского и забирает как настоящий наркотик.
От животных жиров и всякой кисломолочной еды в организме ощущение роскоши. Растительно жирные вещи типа орехов организм воспринимает как медленные углеводы.
От регулярной зелени - свежих овощей, зеленных салатов, - восторг.
Поэтому, съев на ужин толстый тост из ржаного ароматного или пшеничного цельнозернового хлеба, а к нему небольшой кусочек мяса для плотной радости, пару листьев салата айсберг для восторга и немного кримчиза для роскоши - я хожу надолго сытая и довольная жизнью :) А, найдя на обед два больших персика и кусок сыра (или коробочку творога), получаюсь совсем не сытая, хотя уже и не голодная, но щисливая и разнеженная до неприличия просто.
Ну и вещи, которые ваще не насыщают - кефир, кисель и арбуз. Если на голодный желудок есть арбуз с ничем - получится феномен: человек одновременно дико голодный и до предела переполненный, это Чингизид еще стотыщлетназад написал. Так же бывает, если попытаться погасить голод кефиром или киселем. Но маленький хлебец (не уменьшительно-ласкательное, а крисп) все исправит как по волшебству просто.

[identity profile] zhem4uzhinka.livejournal.com 2012-07-23 11:46 pm (UTC)(link)
А я арбузом наедаюсь только так. Может, путаю состояние "щалопну" с сытостью, но есть-то не хочется вообще =)

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 07:48 am (UTC)(link)
прикольно!
в местности, где живут мои предки, принято арбуз и дыню есть с хлебом - и это реально насыщает, как я сейчас понимаю.

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 08:10 am (UTC)(link)
*с ужасом* это клубника - быстрые углеводы?????

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 08:15 am (UTC)(link)
вроде да, фруктоза же. А что?

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 08:20 am (UTC)(link)
ты мне этого не говорила, я этого не слышала. я лично от клубники не толстею, точка.

(как говорил один незнакомый мне лично мальчик, "я командир дивизии, я так решил".)

с ума весь мир сошел, ей-богу. от яблок толстеют. от клубники толстеют. что-то тут, по-моему, не то.

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 08:46 am (UTC)(link)
ничего от нее не толстеют! то, что она быстрый углевод - означает только то, что ее быстро захочется снова, а не то, что от нее толстеют! а калорийность у клубники низкая - с чего там толстеть :)

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 09:00 am (UTC)(link)
Вот где-то там рядом находится ответ на возмущающее меня заявление "я без мяса не наедаюсь". Мне хочется прыгать и орать "А ты пробовал? А что ты пробовал? Помидор жрал и не наелся?", бо люди явно брешут для удобства и отмазок, ни разу не попробовав питаться разнообразно огромным количеством доступных им продуктов и не слушая организм. Ясен пень, легче закидаться котлетами с картошкой и этим удовлетвориться.
*даж самой удивительно, сколько эмоций этот текст у меня вызвал, да*
----------------------------

Отношения с едой - это на деле очень интересно. И никогда не поздно пробовать разное и слушать тело, как оно реагирует. Я в 28 лет впервые попробовала грибы и мне понравилось - до этого они плотно находились в категории "я этого не ем". Пищевые привычки, привитые в семье, а также воспоминания о еде, которую невкусно готовили дома - они тянутся долгие годы, которые ты живешь отдельно и готовишь сам.

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 09:21 am (UTC)(link)
ффффух!!!

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 09:25 am (UTC)(link)
я пробовала. без мяса мне не комфортно. могу прожить сутки на молочке и овощах, двое, но больше будет постоянный дискомфорт. ем при этом разнообразно, вес держу приличный, много овощей, молочного. люди разные., чего уж так прыгать и орать-то.

кстати, я почти никогда не ем мясо с картошкой, так получилось.

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 09:43 am (UTC)(link)
для меня открытием было, что можно наесться фруктами, натурально, наесться, не до сытости, но до потери голода и переполненного живота - и фруктов будет два печеных яблока, а к ним обезжиренный творог. Очень забавно :)
И я теперь понимаю, как ощущаются "без мяса не наедаюсь" и "без хлеба не сытно" :)

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 09:46 am (UTC)(link)
:)) Я не знаю, сколько нужно есть клубники, чтобы с нее потолстеть - если учесть, что в ней клетчатки дофига, а клетчатка стимулирует обмен веществ :)

[identity profile] yuhhaa.livejournal.com 2012-07-24 10:18 am (UTC)(link)
Это был мой пост, начальный. Я на диете и со спортом, ушла в вегетарианство и мне стало плоховато - где-то перегнула.
Прекрасно наедаешься без мяса, только надо его чем-то заменять, когда много бегаешь. Или не эксперементировать, если не знаешь, зачем и как.

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 11:32 am (UTC)(link)
Я в основном про тех, кто и не пробовал, но точно знает, что "травой не наешься". Вот это вот бездумное "не пробовал, но точно знаю" порядком раздражает. Такие люди вообще склонны проповедовать разные странные тезисы, выдавая их за аксиомы, типа "белое полнит, черное стройнит", "блондинки - дуры" и прочее подобное.

А вот что мясо реально необходимо и человек без него не может - причем вот совсем-совсем не может, просто вот помирает без ежедневного куска мяса - ну хз, могу принять как факт, но в глубине души не верю. Можете рассказать про собственные ощущения без мяса? Может, я упускаю какой-то важный момент в понимании особенностей чужой физиологии?

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 11:35 am (UTC)(link)
Как, как оно ощущается? Можешь рассказать? Мне реально непонятно. Я мясо ем зимой, когда холодно, мне без него тогда тяжело. Но летом, когда тепло, когда в доступе много свежих сезонных овощей и фруктов, я легко живу без мяса неделями, на молочных продуктах в качестве источника животного белка. Полгода мясо естся потому, что вкусно или потому что захотелось, но не из необходимости.
Переключило меня тогда, когда я смогла тратить на еду достаточно денег. По бедности действительно ела всё подряд и без мяса было тяжело.

Мне интересно, как оно ощущается изнутри. Чувство, что я на грани понимания важного, но не хватает какой-то детальки.

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 11:44 am (UTC)(link)
Когда я смогла тратить достаточно денег на еду и питаться разнообразно и хорошими продуктами - тяга к мясу весьма сильно утихла. Я поняла, что мой организм нормально функционирует на молоке и производных, свежих сезонных овощах и фруктах. Сейчас разовый прием качественного куска мяса раз в пару недель покрывает потребности организма - в тёплое время года.

Мясо я ем зимой - в нашу невероятную сырость вкупе с ветром и морозами мясо хорошо подходит для целей адекватного питания и "отопления" организма. Наверняка можно было бы отказаться от мяса совсем, если задаться такой целью. И мне не кажется, что я вот такой одинокий мутант, способный не есть мяса, а вокруг люди, без мяса не функционирующие.
То есть или я где-то лажаю в своих рассуждениях, или окружающие не-могу-без-мяса-больше-суток-страдальцы несколько неправы в своих утверждениях.

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 11:52 am (UTC)(link)
Конечно, ты не одинокий мутант. Но ведь вполне возможно, что у окружающих тебя людей обмен веществ отстроен по-другому. Вполне возможно, что они пробовали обходиться без мяса и поняли, что это не для них, или их и так все устраивает, поэтому они не будут ничего менять.

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 11:54 am (UTC)(link)
Крысенька, мне вот мозг взрывает сама формулировка "обмен веществ отстроен по-другому". Я теряюсь. Мои представления о физиологии человека устарели? Что значит - другой обмен веществ? Где про это пишут, чтобы самообразоваться? Куда рыть, какие ключевые слова смотреть?

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 12:02 pm (UTC)(link)
просто очень некомфортно. а вера - дело экзистенциальное.

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 12:02 pm (UTC)(link)
Не другой обмен веществ. Другое ощущение от тех же продуктов. От чего зависит - не знаю, но много раз читала, что, например, в жарких странах проще обойтись без мяса, а в холодном климате никак не наешься без жира, хоть залейся по уши протеиновым коктейлем. Я не знаю, сколько в этом физиологии, сколько психологии, а сколько этики.

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 12:05 pm (UTC)(link)
*с тихой надеждой* а... а яблоки?

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 12:11 pm (UTC)(link)
так и яблоки тоже, пока сырые! их вообще можно килограммами есть, если организм позволяет.

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 12:12 pm (UTC)(link)
их считают самым низкокалорийным и высококлетчаточным фруктом!

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 12:15 pm (UTC)(link)
Этому должно быть какое-то непротиворечивое объяснение с т.з. физиологии. Надо будет поискать. Бо вопросов больше, чем ответов.

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 12:16 pm (UTC)(link)
В комментариях ниже Крыся попыталась прояснить дело. Пойду рыть труды по физиологии и обмену веществ, а то как-то сомнения у меня преизрядные.

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 12:48 pm (UTC)(link)
ты мне просто веру в мир возвращаешь. а то я тут читала в комментах у кого-то, человек себе в овсянку на воде добавляет яблоки сырые для удовольствия - так его чуть с кашей не съели, словно он туда себе майонез со сгущенкой сложил...

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 01:06 pm (UTC)(link)
Может, это были члены секты "диетическая еда должна быть невкусной, иначе несчитово"? Яблоки-то им чем не угодили... А ФрендГорацио рекомендует овсянку с орехами, с сухофруктами, с пармезаном! (кстати, с пармезаном, творогом и соевым соусом - дико вкусно).
Из фруктов я знаю, "опасны" бананы - очень полезные, но калорийные, - виноград - потому что очень много сахара, хоть и фруктового, - и, увы, спелое манго. Их рекомендуют есть помалу. Всего остального можно есть, сколько глаза видят :) У меня в новой диете надо съедать разных фруктов и ягод на шесть кулаков в день - и от этого натурально улучшается жизнь :)

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 01:09 pm (UTC)(link)
а, ты на кулаки перешла :) приятно тебе посидеть :)

про бананы и виноград я тоже знаю (а вот манго печальная новость, я-то им диетически ужинаю иногда...). а с пармезаном, по-моему, все вкусно вообще.

овсянку я как-то не постигаю. зато на днях сварила себе манную кашу (нет, не диетически ни разу). последний раз я ее ела... лет сто назад. вкусно оказалось :)

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 01:11 pm (UTC)(link)
Есть, конечно, общая физиология, описывающая потребности среднего человека. А есть множество факторов, влияющих на усвоение пищи: состояние кишечника, кислотность желудка, умение усваивать те или иные вещества, неспособность усваивать определенные вещества, гормональный фон, потребность в клетчатке, метаболизм - медленный или быстрый, - а также состояние вкусовых рецепторов и выработка слюны. А если подключить психологию и этику - будет еще пара десятков факторов.
Чего ты хочешь: понять, как это работает вообще, или научить какого-то конкретного человека обходиться без мяса?

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 01:13 pm (UTC)(link)
Манка вкууууусная. Кускус и булгур - тооооооже... Но мне до них еще десять кило надо скинуть :)
А овсянка из отрубей такая вкусная оказалась, когда можно было только ее!

[identity profile] innere.livejournal.com 2012-07-24 01:13 pm (UTC)(link)
Хочу понять, как оно работает. Иначе сложно - мне трудно поверить, что вот оно "так", мне надо понять, как оно там внутри всё устроено.

[identity profile] redtigra.livejournal.com 2012-07-24 01:14 pm (UTC)(link)
Ты герой. Настоящий.

(А кускус и булгур я не ела. Вот поленту я люблю очень, но готовить, к счастью, не умею...)

[identity profile] krissja.livejournal.com 2012-07-24 01:16 pm (UTC)(link)
а у меня есть хлебопечка. Такое грустное счастье :))

[identity profile] yuhhaa.livejournal.com 2012-07-24 02:32 pm (UTC)(link)
Да, как-то так. Просто не хочется. А оказывается, надо :) или мяса чуть больше, или спорта чуть меньше :). Сыра столько не съешь.

[identity profile] alenuiiika.livejournal.com 2012-07-24 03:19 pm (UTC)(link)
Как здорово ты все написала!

[identity profile] plamy.livejournal.com 2012-07-24 04:17 pm (UTC)(link)
вот люди все же разные... я запросто наедаюсь арбузом и киселем.

[identity profile] ykkin.livejournal.com 2012-07-25 11:51 pm (UTC)(link)
С яблоками другая засада - они дико стимулируют аппетит. (Или это мне так крупно повезло)

[identity profile] ykkin.livejournal.com 2012-07-26 12:02 am (UTC)(link)
Без жира зимой холодно, да. Но мясо я все равно ем редко, мне без него вкуснее. Вот без супов и каш хреново, это правда. Сырный супчик, например, уважаю.
Было у меня в жизни несколько периодов, когда я ела много (для меня, т.е. нормальное количество) мяса. Сил, действительно, побольше, но в целом заметно хреновее себя чувствую. Аллергии, головные боли и т.д, и т.п. Так что, действительно, кому - чего.