krissja: (Default)
krissja ([personal profile] krissja) wrote2021-12-19 02:09 am

18 декабря - сказки ноября

Я тут бегаю девятый год подряд, размахиваю руками, ору: "Посмотрите, какое всё, какие чудеса!" - и иногда вижу такие характерные тени мыслей на лицах спутников - мол, Ольга, это вы просто мало видели, вот в других местах - там дааа, чудеса, а у вас - провинциальные восторги, и в том, что вы показываете, особенное - ваша любовь и драйв, а не сами предметы.

Если мне это говорят вслух, я продаю людям ещё несколько часов своего времени: "А хотите щас хором извиниться за свой скептицизм?" - и везу их в Девню, в промзону.
И там они, конечно, офигевают и извиняются. И говорят: правда, это настоящая драгоценность.
А я улыбаюсь и молчу о том, что действительно мало знаю, действительно видела далеко не всё, и далеко не всегда понимаю, насколько здешние штуки действительно охуенные.
Например, в девненские мозаики воткнул меня друг А., он же - Александр Шуйский, писатель, художник и искусствовед, выросший в Питере - то есть за красоту и тонкость работы знающий больше, чем мне за всю жизнь покажут. А потом мы вместе смотрели, как эти же мозаики зырит Кса, она же - Оксана Санжарова, художник, колумнист и искусствовед с той же питерской Академией искусств в анамнезе.
Когда за спиной незримо стоят эксперты-искусствоведы - выпендриваться ещё приятнее.

Мозаики в Девне нашли случайно. Это вообще довольно частая болгарская история: пришли строить промзону, копнули землю - нашли
- самые старые золотые цацки на планете Земля
или
- первую профессиональную солеварню Европы
или
- невероятной красоты фракийские росписи потолка храма-гробницы
или
- гробницу важного фракийского царя с бронзовой головой его статуи внутре
или
- строение, аналогов которому в мире нет
или старый римский дом с напольными мозаиками.
Девню в двадцатом веке использовали как кладовую ресурса: мел, вода, соль, пищепром, вот это всё; довольно большой промышленный город, который выглядит как заводы на большом расстоянии друг от друга, а между ними - жилые кварталы рабочих. Довольно характерное зрелище. Выселенный квартал Химик вообще красава, его постоянно Голливуд арендует, когда надо снять заброшенный город Восточной Европы, тлен и безысходность.
И вот в эту самую Девню я вожу - на автобусе через все кварталы, чтобы посильнее пробрало, - людей на экскурсию по античному образу жизни. Так и говорю:
- Будем наслаждаться жизнью как настоящие римляне.
А потом через промзоны на автобусе. Да, детка, это медленный зыринг!

Это в двадцатом веке Девня - промзона.
А вот, например, в средневековье там была небольшая болгарская крепость прямо на крыше римского амфитеатра - грех не использовать такую прочную основу.
А в первом веке нашей эры там был римский город Марцианополис, который построил император Траян для своей старшей сестры Марцианы. Которой был обязан примерно всей своей жизнью, пч именно Марциана его воспитала такого мудрого стратега. И которой сестре хотел сделать крепкое здоровье на склоне её лет.
Каким образом Траян оказался в Девне?
С армией пришёл. Мечтали римляне захватить фракийские земли - и захватили, Траяном, Улпием Нервусом Августом. А на краю этих земель били целебные источники прямо из-под земли, тридцать шесть штук. И в воде этих источников налёживали римские солдаты, и признавали её целебной. И именно к этим источникам возжелал отправить император Траян старшую свою сестру.
Римские скульптуры грешат портретоподобием, и по ним получается, что Августа Марциана была дамой с тяжёлым характером. И ей построили город довольно далеко от Рима.
Такую дачу, куда вместе с Августой Марцианой отъехала часть императорского двора.

Старые болгарские города - это бывшие фракийские, а после - римские города; мозаики находят много где. И по цветам, и по тонкости работы можно судить о богатстве города. Причём судить довольно точно: Римская империя обожала стандарты.
То есть мозаика с ликом Медузы Горгоны (или другого пугающего персонажа) встречала гостей богатых домов во всей Империи. Но в Риме это была картина тончайшей работы - цвета-оттенки-камушки, - и глаза Медузы как будто следили за гостем, а змеи будто шевелились на полу. А чем беднее город - тем грубее были мозаики, и где-нибудь в провинциях в доме местного богача могла встретиться картина в восемь цветов, сложенная из крупных камушков, и Медуза на ней - с выпученными глазами, с губищами в пол-лица, с ворохом изогнутых веток вместо причёски (все же знают, что у неё змеи на голове - и прочтут правильно). Не хватило у хозяина денег на высококлассных мастеров; взял ту же артель, которая геометрические узоры выкладывает, да и заказал ей портрет персонажа.

Так вот по мозаикам получается, что Фракия была очень богатой.
Очень.
Потому что когда два питерских искусствоведа увидели Медузу Горгону в полу римского дома бывшего Марцианополиса, нынешней Девни, они сказали:
- Почти как в Эрмитаже.
Тончайшая работа.
Тончайшая.
И глаза будто следят за гостями.
Мы проверяли с разных этажей, расходились по разным сторонам - Медуза продолжала смотреть на нас всех разом.
Две. Тысячи. Лет.

А в Старой Загоре меня встретило Дионисиево шествие, второго-четвёртого века: пьяный сатир и две нимфы в полупрозрачных платьях. Можете себе представить полупрозрачность, переданную в мозаике почти двухтысячелетней давности?
Могу показать :)

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting