krissja: (Default)
krissja ([personal profile] krissja) wrote2021-12-09 11:52 pm

9 декабря - сказки ноября

Историю о том, как царь Борис открывал Экономический универ, в один присест не расскажешь. Тут надо и про почему у нас цари такие, и про образование вообще, и про Варну как летнюю столицу - так что буду потихонечку, и начну, пожалуй, с царей.

В конце 14 века Османская империя завоевала Болгарию, а в 1878 году положение поменялось.
По результатам той русско-турецкой войны, которую здесь называют Освободительной, Болгарию действительно освободили от османской власти – всю территорию от Дуная до Эгейского моря.
А потом посмотрели и передумали.

Дело в том, что за 500 лет болгары, натурально, не давали туркам ни века покоя. Я знаю минимум о трёх восстаниях в каждом столетии; а читала бы по-османски - наверняка бы больше узнала. Болгары умеют партизанить - и тут в скобках надо отметить, что начинают они с песен и легенд, которые разогревают голову и зажигают сердце; так что поэты и рассказчики здесь примерно все, а быть в Болгарии писателем - дело правильное и почётное, хотя и бесприбыльное.
И вот в 1876 году поднялось очередное восстание.
Турки его, по обыкновению, вырезали.
Слухи об этом дошли до Европы; сюда приехали два журналиста (американец и шотландец), написали секретные отчёты своим правительствам и публичные статьи для журналов, и везде честно сказали: после того, что мы увидели, спокойно спать не сможем вообще никогда, - ну и описали, как выглядят сёла через два месяца после резни.
(я читала один из отчётов. не делайте этого)
Какая. Поднялась. Волна.
Османская империя потребовала отозвать журналистов - "они настроены против нас! они нас намеренно очерняют!"
Россия немедленно вспомнила о братьях-славянах - "А давайте потесним турок с Балкан?"
Европа попыталась сделать вид, что ничего не было.
В общем, из-за двух писателей началась Освободительная война. Литература - это круто, а про одного из них, Юджина Скайлера, у меня клип есть; охрененный был дядька.

И вот в 1878 за стол переговоров сели: Российская империя - с одной стороны, а с другой - Османская и все её союзники: Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия. И посмотрели на карту, и решили, что им совсем не хочется иметь дело вот с этим пространством - от Дуная до Эгейского моря полные леса и горы болгарских партизан. Слишком большой получается страна.
И тогда землю от Дуная до Балканского хребта (включая Варну) назвали автономным княжеством Болгарским, а землю от Балкан до Эгейского моря объявили Восточной Румелией и отдали обратно Османской империи - как вассальное княжество. Мнения болгар никто не спросил.

На трон княжества был объявлен тендер. На тот момент у Болгарии уже было правительство - собравшееся из самых крутых писателей-учителей-торговцев-партизан и священника. Из трёх претендентов они выбрали в князья - немецкого принца, русского офицера, Александра Баттенберга.
Люблю этого мальчика нежнейше, он был оч классный. Приехал, позырил, вдохновился и загрустил одновременно: с одной стороны - это достойная работа, превращать руины Османской провинции - в европейскую страну. С другой - даже девушку на свидание не позовёшь, потому что банально некуда. Даже дворца пока нет - пока Баттенберг ехал принимать державу, офицеры быстренько перестроили бывший полицейский участок, и глава государства жил там, пока на него потолок в спальне не рухнул; тогда быстро начали ремонт и построили наконец нормальный дворец.
Но тут внезапно освободилась Восточная Румелия – и в 1885 году прислала Баттенбергу телеграмму: разрешите присоединиться к княжеству Болгарскому.
Разрешил.
За что и пострадал: внешние силы спровоцировали военный переворот, Баттенберга вынудили отречься от трона, и на болгарский престол пригласили нового царя, Фердинанда Саксен-Кобург-Готтского, австрийского принца.
А потом прогнали, потому что - не справился.

Тут в скобках надо сказать, что сейчас нет однозначного мнения по поводу Фердинанда. Он работал главой страны с 1887 по 1918 год. В 1908 году объявил Болгарию целиком и полностью независимой от Османской империи, провозгласил страну - царством, а себя - царём. Много чего классного сделал - но, но, но.
Окончательно болгары не простили ему потери житницы.
В начале двадцатого века европейские страны поняли, что Османскую империю вполне можно победить. И Болгария вместе с Румынией, Грецией, Сербией, Македонией - решили, что это удачный момент вернуть себе Балканы целиком.
1912 год - Первая Балканская война - Турция отступает.
Союзники делят между собой землю - и тут Фердинанд прокалывается первый раз. Причём винить его за это нельзя: с одной стороны, то есть изнутри, его подогревают амбиции настоящего королевского рода; снаружи он слышит невысказанный зов земли, которая в Средневековье выходила к трём морям и занимала гораааааздо большую территорию.
В общем, при дележе Балкан Фердинанд получает треть, говорит "мне мало" и нападает на вчерашних союзников.
После чего получает по носу от объединённой Балканской армии. И теряет полученное.
1915 год - начинается Первая Мировая, и тут Фердинанд прокалывается снова: объединяется с Турцией и Германией, чтобы снова приплюсовать к Болгарии побольше разных земель.

Мы знаем, что в Первой Мировой Германия не победила.
Болгария теряет право на армию. Остаётся должна гигантскую сумму денег победителям. И теряет Южную Добруджу (всё, что выше Варны вверх по карте в сторону Румынии).
А Южная Добруджа - это житница. Это зерно и подсолнечное масло.
Кто виноват?
Царь, объявивший войну.
И правительство выгоняет Фердинанда.

Он прожил отличную жизнь - много путешествовал, любил и мужчин, и женщин, написал несколько научных работ, - и до самой смерти (и после неё тоже) ему был закрыт въезд в Болгарию. Фердинанда не пустили ни на свадьбу сына, ни на крещение внука, никогда. Он просил похоронить его в любимой стране (Баттенбергу то же самое разрешили), и его тленные останки до сих пор стоят в фамильном склепе его семьи в городе Кобурге в специальном ковчеге, подготовленные к возвращению домой.
(есть гипотеза, что вернулся в виде призрака, но это совсем другая история, не уверена, что расскажу).

А, поскольку царь - работа наследственная, то на престол посадили старшего сына Фердинанда, князя Бориса Тырновского, который входит в историю как Борис Третий.
Мужчина двадцати шести лет и ста шестидесяти двух сантиметров ростом, брюнет с голубыми глазами, тихим вежливым голосом и стальным характером, получил трон страны, которая только что выставила за свои границы его семью - отца, брата и сестёр; трон страны, которая оказалась в глубоком экономическом кризисе: всем должна и потеряла житницу.
И к тому же полна болгар, которые не перестали партизанить.
Например, армия была расформирована официально - и немедленно самоорганизовалась в добровольные патрульные приграничные дружины. Военный оркестр был распущен - и объявил себя гражданским ансамблем и отправился концертировать по стране, собирая деньги для вдов и детей погибших солдат.

При таком раскладе предполагалось (правительством страны), что царь будет фигурой чисто номинальной - для красоты.
Борис Третий правда был симпатичным, и на очень красивой принцессе женился, а заодно и власть в стране к рукам прибрал - так, что ко Второй Мировой его слушались и обожали.
Полысел, правда, рано - но эпизод с Университетом застал его ещё юным.
(на сегодня, пожалуй, хватит - завтра продолжу, потому что об Университете надо отдельно)

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting